«Священник-олигарх» из РПЦ

Церковнослужитель Михаил Григорьев из Казани прославился на всю страну благодаря сюжету НТВ, в котором он рассказал о своей привычке к роскоши. По словам протоиерея, он одевается в одежду исключительно элитных марок, носит очень дорогие часы и ездит на автомобилях представительского класса. Епархиальный суд поспешил освободить отца Михаила от должности после показа сюжета по ТВ, однако сам «священник-олигарх» заявил, что никуда уходить не собирается.

В Казанской епархии разгорелся скандал. Епархиальный суд отстранил от должности настоятеля казанского храма святой Параскевы Пятницы протоиерея Михаила Григорьева за «желание и стремление к наживе, воспевание культа богатства». Поводом к этому стал телесюжет, показанный 18 сентября на канале НТВ. В нем протоиерей рассказывает о своем личном богатстве, которое смело можно назвать несметным для священника.

Нажитое непосильным трудом


Отец Михаил в соболевой шубе, очках от «Версаче» и с маникюром давно выбивался из стана священнослужителей. Особенно тем, что не скрывал своего материального положения. Но после того, как разговор с ним показали по телевидению, не очень тайное стало совсем уж явным.

В сюжете, снятом скрытой камерой в одной из больничных палат Казани, отец Михаил рассказал корреспонденту НТВ, а заодно и всей России, что любит отдыхать в Карловых Варах, что предпочитает дорогую брендовую одежду вроде Hugo Boss, Louis Vuitton и Brioni и что носит элитные аксессуары – например, часы Patek Philippe за 100 тысяч долларов и телефон Vertu стоимостью 20 тысяч долларов. Кроме того, на видео отец Михаил сетует, что его обокрали. Как уточняет на записи журналист, из домашнего сейфа батюшки вынесли ни много ни мало 15 миллионов рублей.

В сюжете также подробно рассказывается о том, как много протоиерею удалось нажить непосильным трудом за время работы в Пятницком храме – три загородных дома, три квартиры, одна из которых – в Москве, автомобили BMW X6, Mercedes Gelandewagen стоимостью по 150 тысяч долларов каждый и Mercedes Viano за 1,2 миллиона рублей.

«У меня моральное право и свобода делать сейчас, что угодно. Потому что восстановление храма начиналось не с помощью кого-то, а за счет моей работы с каждым человеком»,— рассказал в сюжете НТВ отец Михаил. По словам настоятеля, при восстановлении храма Параскевы Пятницы ему пришлось много работать с прихожанами-спонсорами, а сейчас среди них много богатых людей.

Воспевание культа богатства

Однако в Казанской епархии в моральном праве отца Михаила усомнились. Решением епархиального суда Казанской епархии Русской православной церкви протоиерей Михаил Григорьев освобожден от должности и переведен в другой приход, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на местные СМИ.

Как сообщил в разговоре с «Коммерсантом» секретарь Казанской епархии протоиерей Александр Павлов, это решение принимали 12 настоятелей татарстанских храмов под председательством настоятеля Макарьевского монастыря игумена Глеба Владимирова и при участии архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (в миру Александр Меткин).

По его словам, «суд признал недостойным священника образ жизни отца Михаила», в том числе «желание и стремление к наживе, воспевание культа богатства». Впредь ему поручено заниматься восстановлением полуразрушенного, недействующего храма в селе Каймары Высокогорского района, где, по словам Александра Павлова, фактически нет прихода. «В ближайшее время отец Михаил приступит к работе»,— сказал священник.

Старший научный сотрудник Института религии и права, профессор Российского государственного гуманитарного университета Анатолий Пчелинцев сказал в разговоре с «Коммерсантом», что был «возмущен тем, что увидел» в сюжете о протоиерее Михаиле Григорьеве. Он считает «правильным решением» отстранение его от руководства приходом. «Священник не имеет право так себя вести. Он должен быть бессребреником. Протоирею нужно было потратить такие роскошные подарки на детей, на социальные проекты, столовые для малоимущих»,— убежден Пчелинцев.
По его мнению, суд над протоиреем станет «хорошим уроком» для «весомой части священников, которые погрязли в роскоши» и «идут в церковь, чтобы деньги зарабатывать, а не богу служить». «Чтобы восстановить храм в сельской местности — ему будет достаточно продать свои «чиксы»,— полагает Анатолий Пчелинцев.

Доцент кафедры религиоведения Приволжского федерального университета Лариса Астахова также считает, что реакция церкви является «воспитательной мерой» и «показательным процессом». Она говорит, что имя отца Михаила «часто всплывало по итогам социологического исследования в Казани в связи с обсуждением финансового благосостояния священнослужителей церкви».

«Некоторое время назад одна из городских газет рассказала о том, что он владеет «Гелендвагеном». После этого, со слов журналистов, священнослужитель позвонил в редакцию и указал им на неточность — газета указала стоимость базовой комплектации автомобиля, а он, отец Михаил, владел топ-версией»,— рассказала госпожа Астахова. «У протоирея было неадекватное восприятие должного уровня благосостояния для служителя церкви. Вероятно, из-за удобного и выгодного положения храма он считал, что все отцы так живут»,— предполагает она.

Дополнительная нагрузка

В Московской патриархии вчера были не в курсе происходящего в Казанской епархии. Заместитель управляющего делами патриархии игумен Савва (Сергей Тутунов) предположил, что Казанская епархия еще «не успела сообщить» о состоявшемся суде в Москву. При этом священник отметил, что «церковь не может запретить своим служителям получать подарки». «Вместе с тем во всем должна быть разумная умеренность. Жить надо по совести»,— подчеркнул игумен Савва.

Сам Михаил Григорьев скандал вокруг своей персоны назвал «заказом, провокацией и ложью». Он сообщил изданию, что планирует отправиться в Москву, чтобы посоветоваться со своим духовным отцом, а затем уйти во внеочередной отпуск, чтобы «восстановить здоровье». «Приход в Высокогорском районе — это будет моя дополнительная нагрузка»,— уточнил Михаил Григорьев, подчеркнув, что одновременно продолжит служить в храме Параскевы Пятницы. От дальнейших комментариев священнослужитель отказался, сообщив, что он «установил себе запрет» на общение с журналистами.

Кстати, Михаил Григорьев имеет большой опыт восстановления храмов, который он описал в своей книге «Возрождение». Он служил чтецом и певцом в кафедральном Спасском соборе в Нижнем Новгороде, когда в 1997 году по рекомендации его брата игумена Игнатия, настоятеля чувашского прихода в Ульяновске, архиепископ Анастасий пригласил его возглавить чувашский приход в Казани. Храм Параскевы Пятницы находился в полуразрушенном состоянии. В советские годы он был тюрьмой НКВД, где расстреливали заключенных.

«Я начал с того, что написал письмо на имя Мухаметшина (Фарид Мухаметшин, спикер Госсовета Татарстана.—прим.), в то время главы татарстанского правительства, с просьбой передать Пятницкий храм в ведение Казанской епархии. В письме я сделал ударение на том, что правительство Чувашской республики совсем недавно вынесло положительное решение об открытии в Чебоксарах мечети. Поэтому, писал я, было бы верным сделать ответный шаг, разрешив верующим чувашам иметь собственный храм в Казани, коим и должна была стать церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Ответ на мое письмо был положительным, и в апреле сотрудница Государственного объединенного музея Республики Татарстан отдала мне связку ключей от храма»,— написал отец Михаил в своей книге.

Для восстановления храма он привлек благотворителей, которыми в основном стали представители чувашской диаспоры. В их числе священник назвал директора представительства ОАО «КамАЗ» в Казани, бывшего заместителя гендиректора по продажам и сервису ОАО «КамАЗ» Анатолия Самаренкина и гендиректора ОАО «Казанский завод продтоваров «Алекс» Владимира Алексеева: «Это их заслуга, что Пятницкая церковь сегодня живет и действует».

Как вспоминает «Независимая газета», Отец Михаил уже становился героем телерепортажа. Несколько лет назад сюжет о настоятеле Пятницкого храма прошел в прайм-тайм на одном из местных телеканалов. В кадре отнюдь не скрытой камеры настоятель набирал полные корзины продуктов в дорогом супермаркете, показывал свой джип и загородный дом, не стесняясь демонстрировать все прелести жизни священнослужителя. Тогда скандала не случилось отчасти потому, что тональность репортажа была восторженно-елейной – об отце Михаиле говорили как о главном организаторе восстановления храма Параскевы Пятницы.

«Священник-олигарх» из РПЦ: 9 комментариев

Оставьте комментарий