Этапы деградации бюджетной политики

Знакомство с динамикой ненефтегазового дефицита федерального бюджета за последние 15 лет вносит коррективы в широко распространенное представление о качестве проводившейся в эти годы бюджетной политики.

Определения терминов и выбор периода для рассмотрения:
Нефтегазовые доходы федерального бюджета – все доходы федерального бюджета рентного характера, связанные с реализацией на внутреннем и внешнем рынках нефти, нефтепродуктов и газа.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета – все доходы федерального бюджета за исключением доходов рентного характера, связанных с реализацией на внутреннем и внешнем рынках нефти, нефтепродуктов и газа.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета – разница между ненефтегазовыми доходами федерального бюджета и его расходами.
Квартальные значения (для первых кварталов соответствующих лет) бюджетных показателей избраны для того, чтобы иметь возможность сравнить данные исторического ряда 1997-2011 гг. с данными первого квартала 2012 г.

Этапы:
В 1997-99 г. федеральный бюджет сводился с дефицитом – как с включением, так и тем более с исключением нефтегазовой компоненты (нефтегазового гранта). (Следует отметить, что нефтегазовые доходы федерального бюджета в целом в 1998 г. по сравнению с 1997 г. остались неизменными – на уровне 1,4% ВВП. Поэтому динамика мировых нефтяных цен в принципе не могла ни повлиять на российский бюджетный и долговой кризис 1998 г., ни тем более вызвать его).

Шесть лет с 2000 г. по 2005 г. – это период проведения наиболее ответственной бюджетной политики в современной истории России. Ненефтегазовый бюджет сводился в среднем с небольшим профицитом в размере 0,7% ВВП, весь бюджет (включая нефтегазовый грант) – с профицитом 4,7% ВВП.

В 2006-07 гг. началось постепенное, поначалу почти незаметное, ослабление бюджетной политики – ненефтегазовый профицит бюджета сменился его дефицитом в размере 1,8% ВВП (ухудшение ненефтегазового бюджетного баланса составило 2,5 процентного пункта ВВП).

Во время кризиса 2008-09 гг. произошло дальнейшее, на этот раз более существенное, ослабление бюджетной политики – на 3,7 п.п. ВВП – ненефтегазовый бюджетный дефицит был увеличен до 5,5% ВВП, тем самым он превысил показатель даже кризисных 1997-99 гг.

В 2010-11 гг. – уже после завершения кризиса 2008-09 гг., во время шедшего в стране экономического подъема, было произведено самое значительное ухудшение качества бюджетной политики. Ненефтегазовый дефицит был увеличен еще на 4,5 п.п. ВВП – до уровня 10% ВВП, общий дефицит бюджета – до 0,5% ВВП. Историческим курьезом, очевидно, следует считать тот факт, что в том самом 2010 году, когда ненефтегазовый дефицит российского федерального бюджета в целом за год составил рекордную в истории страны величину 12,6% ВВП (общий дефицит бюджета – 2,5% ВВП), британский журнал «Euromoney» назвал бывшего тогда министром финансов Алексея Кудрина лучшим министром финансов года.

В 2012 г. (в 1 квартале) продолжилось быстрое ухудшение качества бюджетной политики – ненефтегазовый дефицит федерального бюджета был увеличен до 12,5% ВВП. Иными словами, он оказался еще на 2,5 п.п. ВВП больше среднего показателя для первых кварталов 2010 г. и 2011 г., в том числе на 4,3 п.п. ВВП больше показателя первого квартала 2011 г.
Андрей Илларионов

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s